Сильные эмоции, гонки на тяжелых самоходных машинах, стрельба и взрывы — это популярная игра Танки Онлайн. Сейчас в Танки Онлайн зарегистрировано почти одинадцать миллионов аккаунтов по всему миру, а создана она была в Перми, компанией AlternativaPlatform. При этом, пермская компания выступает партнером Adobe, тестируя ее новые разработки. Так высоко американская корпорация оценила вклад AlternativaPlatform в развитие Flash Технологии.
Но начинали основатели «Альтернативы»: Антон Волков, Александр Карпович и Иван Зыков совсем с другого. Антон и Александр были знакомы со школьных времен. В лучших традициях IT бизнеса, Карпович бросил институт на третьем курсе — не хватало времени на первые коммерческие проекты, а с 2004 года, уже познакомившись с Зыковым, они объединились в креативно-производственную группу товарищей и занимались созданием промо сайтов. Дела шли хорошо, появились крупные заказчики: концерн «Bayer», «ABB», «SUN Interbrew», страховая компания «РЕСО-Гарантия», но вскоре пришло понимание, что они способны на нечто большее, чем промо ролики.
В декабре 2006 года, на основе собственных разработок было решено создать онлайн-проект — многопользовательскую игру в виртуальном мире. Реализация идеи требовала финансовой поддержки.
«Деньги нужны были на то, чтобы мы могли, не заботясь о хлебе насущном потратить какое-то время на фундаментальные исследования — во-первых, потому что, тот проект, который был задуман, требовал определенных технологий, которых не было на рынке в тот момент. Во-вторых, инвестор, помимо денег, привнес много опыта относительно бизнес девелопмента, в развитие компании, в развитие холдинга, то есть группы компаний, связанных между собой — это так же ценно, как и деньги».
— генеральный директор компании AlternativaPlatform
Средства получили от непрофильного инвестора — регионального холдинга, который занимался строительством и агробизнесом. В течение двух лет холдинг вложил в «Альтернативу» пятнадцать миллионов рублей, получив взамен половину компании. Деньги шли в основном на зарплаты сотрудникам.
«Когда тебе ежемесячно просто приходит сумма денег на расчетный счет, на которую ты, в общем-то, не то, что, богато живешь, но скажем так, хлеб с маслом кушаешь, то мотивация воспринимать свой проект как бизнес ослабевает. Здесь нельзя однозначно говорить о том, что деньги — это в минус. Деньги как и любая другая вещь, наверное, как в минус, так и в плюс. Дело в том, как ты их используешь».
— Александр Карпович, генеральный директор компании AlternativaPlatform
Оупенспейс AlternativaPlatform
Команда разработчиков занималась созданием браузерного боевика. Такие игры не требуют установки программы клиента, на компьютер пользователя. Начать играть в нее можно зайдя в свой аккаунт, с любой машины подключенной к интернету. Все данные игрока, как и сама игра, хранятся на серверах. Чтобы с одной стороны показывать трехмерную графику, а с другой стороны, обрабатывать и синхронизировать большие объемы данных в реальном времени на сервере, требуется высокотехнологичное программное обеспечение. Однако, через год работы оказалось, что до выпуска даже простой демо-версии — далеко.
«К нам начали приезжать люди, из США, какие-то там миллионеры, которые начали говорить нам: “Ребят, вам не нужна игра. У вас есть замечательная технология, давайте работать в этом плане.”»
— Иван Зыков, арт-директор компании AlternativaPlatform
«Мы раскрывали фактически все, что происходит у нас в лаборатории, и, я четко помню, когда мы на КРИ обнаружили, что у нас там сто писем в почтовом ящике».
— Александр Карпович, генеральный директор компании AlternativaPlatform
«После выставки пришло огромное количество писем о том, что: “ваши технологии просто супер”, “мы хотим с вами работать”, причем не только из России, а вообще из разных стран. Нас это очень сильно вдохновило на то, чтобы бизнес-цель изменить в сторону технологии, т.е. продавать технологии, а не продукт».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
Вопреки ожиданиям, новая бизнес-стратегия не принесла ощутимого результата. AlternativaPlatform обладала технологиями, для создания игры в стиле «Экшн», основанной на взаимодействии игроков в реальном времени, но сами по себе, они продавались плохо, и, при этом, требовали постоянных затрат на подготовку лицензионных документов. А конечный продукт, на их основе — игра, которая была бы доступна массовому рынку — отсутствовала.
«Вот это был момент “переключения”, когда мы осознали, что мы потратили это время, не то чтобы зря, но мы, сделав там 80%, не сделали последние 20%».
— Александр Карпович, генеральный директор компании AlternativaPlatform
Деньги от регионального холдинга кончились. Окончание инвестиционного периода совпало с мировым финансовым кризисом.
«Собственно, когда стало очень “голодно”, внезапно, откуда-то взялась бешеная эффективность у компании и пятнадцать человек за четыре месяца собрали проект с нуля, при этом, параллельно переписав все технологии заново, потому что стало понятно, что в практическом применении они не очень удобны. Именно тогда был написан физический движок и новая 3D библиотека, серверная часть была переделана и редактор был собран именно тогда. Все это всего лишь за четыре месяца. То есть, уже на конференцию разработчиков в мае, мы приехали уже с готовой игрой».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
На конференции разработчиков компьютерных игр в мае 2009 года, никому до тех пор «Танки Онлайн» взяли сразу два приза. Затем последовали награды от «Russian Flash Award» и в народном голосовании на сайте Mail.Ru.
Tanki Online создана на основе Flash технологии и 3D графики, то, что на экране компьютера воспринимается как должное, или вовсе не замечается: тени от объектов или отражения в стекле и полированных поверхностях, на самом деле — достижение программистов. Мир создается заново в трех измерениях. Теперь архаичной кажется двухмерная плоская графика игры «Танки на двоих», когда-то написанной Волковым и Карповичем.
AlternativaPlatform создала специальные «движки»: Alternativa3D и AlternativaPhysics. Сейчас они используются в играх, например: «Aqua 3D», «Combat Sector», «Метро 2033 Online», но компания так же, на основе собственных технологий развивает один и неигровой проект. Вообще, 3D-графику и Flash можно использовать, например, для моделирования в образовательных или научных целях.
«Это как раз очень интересный для тех процессов, которые в реальности воспроизвести не так просто. Везде не посмотришь, что называется “глазом”, все не воспроизведешь, в книгах написано плоско. Вот такая наглядная вещь, как Flash ролик, который отражает какие-то процессы, которые происходят неважно где: в человеческом теле, на производстве, в космосе, как раз, очень бы помогла. В том числе и в обучении».
— Александр Потапов, исполнительный директор РВК
Танки Онлайн быстро набирали популярность. Сейчас, в пиковые часы нагрузки, примерно в 23 часа по Москве, на сайте, одновременно сражаются около 70 000 тысяч пользователей.
«Если много людей одновременно играют в игру через интернет из разных частей мира —например. Есть много проблем связанных с тем, чтобы они могли получать правдоподобный “юзер экспириенс”. Чтобы они могли чувствовать, что их танк поехал направо, когда они сказали ему ехать направо, и выстрелил тогда, когда они сказали выстрелить, при этом, чтобы это все происходило синхронно для всех игроков и для этого не требовались сверхъестественные компьютерные мощности».
— Сергей Белоусов, основатель компании Parallels и венчурного фонда Runa Capital
Правда если онлайн играет одновременно несколько десятков тысяч человек, синхронизация действий одного танка для остальных вызывает огромные серверные нагрузки.
«Да, это все доступно благодаря нашему другому “движку”, про который многие не знают. Он называется AlternativaCore и его задача как раз обеспечивать коммуникацию, работу с базами данных, сбор статистики, игровая логика и т.д., для этого игрового мира».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
На третий месяц существования игра стала приносить заработок, позволивший компании сводить концы с концами. Выход на точку безубыточности — это основное условие нормального коммерческого проекта.
Точка безубыточности — состояние финансов предприятия, при котором его расходы полностью покрываются собственными доходами.
На чем зарабатывает AlternativaPlatform? Игра устроена таким образом, что ее можно полностью пройти и заслужить звание маршала не вложив ни копейки, но это потребует немало времени и усилий. Чтобы дело пошло быстрее, можно покупать премиальные сервисы, которые в «Танки Онлайн», приобретаются в частности за внутриигровую валюту — кристаллы.
«Как лаборатория — мы зарабатываем на лицензировании технологий, а как игра — мы зарабатываем на микроплатежах, от конечных игроков. Естественно, второе гораздо больше первого, просто в силу того, что фундаментальные разработки и их использование в какие-то проектах — это штучное лицензирование, а покупка кристаллов — это массовое явление. Порядка четырех-шести процентов игроков из всех, в какой-то момент времени вкладывают деньги в игру».
— Александр Карпович, генеральный директор компании AlternativaPlatform
В Tanki Online играет около двух миллионов человек в месяц и четыре-шесть процентов от них в сумме способны заплатить немало. При этом AlternativaPlatform распространяет по лицензии лишь отдельные уникальные программы и библиотеки. В основном ПО выложено в открытый доступ, а движок «Alternativa3D» в конце марта и вовсе вышел в режим OpenSource, открыв исходные коды для всех желающих.
«Alternativa3D доступна для использования любыми компаниями, любыми частными лицами, абсолютно свободно, бесплатно, в том числе и для коммерческих применений. Например, компания “Мейл.ру” в прошлом году создала свою игру “Территория 2” на нашем “движке”. Это наша принципиальная позиция. Мы считаем, что публикация технологии стимулирует ее развитие».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
«Если люди начинают со “стрелялок”, с Flash игр — это их право, это их возможность заработать какие-то деньги в обозримом будущем. Если бы они сразу начали с образовательных процессов, они бы разорились, наверное, прежде чем что-то придумали путное».
— Александр Потапов, исполнительный директор РВК
Сейчас «Танки Онлайн» доступны во многих странах мира. В Китае создана компания «Alternative China», которая занимается выводом игры на китайский рынок. AlternativaPlatform тесно сотрудничает с Adobe Systems. Американская корпорация доверяет пермской компании тестирование своих новых Flash-технологий и даже создание демонстрационных роликов, показывающих последние достижения Adobe. Однако, AlternativaPlatform не связывает свое будущие исключительно с Flash-технологиями.
«Даже в случае, какого-то краха Adobe, или выхода на серьезные обороты какой-то новой технологии, например — HTML 5, у нас есть достаточно простой запасной план по конвертации всех наших клиентский технологий на эту другую. В этом мы не видим никаких проблем, это буквально несколько человек и месяцев».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
Разработка игр и решение нестандартных задач требует творческого подхода. В AlternativaPlatform особое внимание уделяют атмосфере на рабочем месте.
«Человек наиболее эффективен там, где ему нравится и где он получает удовольствие. Мы решили сделать некую страну, в которую мы хотим переехать, или город вокруг себя. Мы создали для себя некий идеальный мир, и этот идеальный мир нравится все большему числу компаний-партнеров и возможно каких-то друзей».
— Иван Зыков, арт-директор компании AlternativaPlatform
Сейчас метание с определением бизнес-целей и время, когда игра только создавалась в компании вспоминают уже с улыбкой.
«Возможно, мы бы не были готовы сделать продукт такого класса, если бы у нас не было два года на исследования. Именно благодаря тем двум годам полной фокусировки на технологии мы смогли настолько далеко вырваться вперед, что и по сей день мы не видим конкурентов даже близко».
— Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform
«В отдельных технологических сегментах, да, есть конкуренция, но когда речь идет о комплексном решении, которое способно закрыть нужды проекта, достаточно сложного, такого как “Танки Онлайн”, то здесь я думаю, что да — нам нет равных сейчас».
— Александр Карпович, генеральный директор компании AlternativaPlatform
Теперь в ближайшие планы у «Альтернативы» получить новый раунд инвестиций, чтобы выйти на глобальный рынок и создать локализованные версии «Танков Онлайн» в разных странах, обеспечив игрокам поддержку на их родном языке.